2 свежайших статьи на данную тему.
Автор: Игорь Никитин, Петропавловск-Камчатский
Цена лосося29.01.2013
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ»
В недрах Росрыболовства, теперь уже в составе Минсельхоза, подготовлен очередной проект закона «О любительском рыболовстве». Рыболовов всей страны в канун Нового года «порадовали» сообщением о том, что проект был одобрен на заседании правительства и направлен в Думу. Хочу обратить внимание лишь на один аспект этого проекта – тот, который касается так называемых ценных и особо ценных видов водных биологических ресурсов.
Нет смысла рассматривать весь проект полностью. По моему мнению, если законодатели учтут предшествующие события, начиная с митингов и заканчивая заявлениями и поручениями бывшего премьера и нынешнего президента, а также если они хотя бы на толику примут во внимание мнение своих избирателей – мнение рыболов, то они этот законопроект отклонят. Я уже не говорю о том, что проект этот, так же как, впрочем, и уже действующие правовые акты, регулирующие сферу любительского рыболовства, не соответствует правовой системе страны и, кроме того, непрофессионально исполнен.
Вместе с тем опыт последних двух лет позволяет понять истинные причины столь странного, без предварительного опубликования, продвижения этого проекта закона в парламент.
Первая – законопроект заведомо непроходной, т.е. не может быть принят в существующем виде. Так уже было. Были проекты закона с фиш-картами и без них. Все они вызывали возмущение в среде рыболовов- любителей и показное понимание причин этого возмущения как у премьер-министра, так и у ряда депутатов. Проекты проходили «обсуждения», в том числе и с подтасованными результатами, сопровождались победными комментариями руководства Росрыболовства и тихо растворялись. Будто их и не было. А разговоры и нарочитая суета вокруг очередного проекта позволяли «забыть» о главном для любителей, данном публично поручении Путина: отменить статью 24 ФЗ «О рыболовстве и сохранении ВБР» в части обязательного заключения договора с хозяином РПУ и получения путевки.
Лоббисты это отлично понимают и, внося новый, наихудший из всех, проект, преследуют иную цель. Затяжные обсуждения законопроекта, вызванные неизбежными протестами со стороны рыбаков против его принятия, позволят еще на какое-то время сохранить существующей ныне порядок, т.е. оставить все как есть. И пока общественность будет занята этой пародией на закон, можно будет и дальше опустошать карманы граждан через систему «РПУ – путевки – деньги» в пользу «предпринимателей» и осуществлять коммерческое рыболовство под вывеской любительского.
Вторая цель – расчет на окончательную утрату рыболовами надежд на справедливый, по-настоящему нацеленный на сохранение ВБР и отвечающий правовой системе страны закона. Расчет на то, что граждане махнут рукой и согласятся с полной невозможностью повлиять на органы власти при принятии ими решений. И в таком подходе на фоне итогов законотворческой деятельности Думы за прошедший год у лоббистов нового проекта есть резон. Парламент запросто и без оглядки на электорат вполне может принять любой закон и даже дополнить его положениями о праве взимания платы за сбор грибов и ягод какими-нибудь «пользователями» лесов и полей.
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ, БРАТ?
В проекте закона «О любительском рыболовстве» мы видим термин «ценные виды ВБР». Однако в соответствующей статье, дающей основные понятия, этот термин не раскрыт. Нет даже намека на объяснение того, по какой причине тот или иной вид ВБР назначен чиновниками «ценным». Нет внятных обоснований – экологических, экономических, финансовых и т.д. – и в сопроводительных документах законопроекта, что в очередной раз дает повод усомниться в профессионализме его авторов. В проекте есть только два, связанных между собой положения. Это список «ценных» видов и ставки сборов за них. То есть ценность вида фактически определяется размером оплаты за право его вылова. Вполне понятный рыночный подход к образованию цены: высокая стоимость определяется повышенным спросом и ограниченным количеством товара. Понятный, но весьма странный для проекта закона, который призван найти компромисс между использованием и сохранением ВБР.
К сожалению, подавляющее большинство граждан РФ принимает такое определение как некую данность. Мол, так оно и есть: лосось и краб – ценные. Часто ли обычные граждане видят на своих столах эти деликатесы? Вопрос риторический. Они и более скромной рыбы не видят в достатке. Не нашел реализации ныне забытый лозунг г-на Крайнего «От лодки до глотки» с обещаниями «по доступной цене». Но не будем отвлекаться.
Итак, в проекте закона в список ценных внесены 15 видов, из них 12 видов рыб и 3 вида крабов. Всего четыре вида (муксун, таймени и атлантическая семга) не являются обитателями внутренних и прибрежных вод Камчатки, на примере которой мы и рассмотрим вопрос «ценности» подробнее. К тому же на Камчатке – единственном в мире месте – обитают все шесть видов тихоокеанских лососей, попавших в указанный список. Попробуем разобраться, в чем заключается ценность того или иного вида, и просто понять, откуда растут уши.
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ
Все началось с лососевой экспансии Японии в наших морских водах в послевоенный период.
«Камчатский лосось многие годы кормил значительную часть населения Страны Восходящего Солнца (и особенно самую бедную ее составляющую, для которой и заготавливался на камчатском побережье в огромных объемах лосось сухого посола <…>). И именно поэтому (чтобы выжить) японские рыбаки <…> предприняли мощный демарш, откуда мы, опьяненные победой, их даже и не ждали – с моря. Японцы обрушились на северо-западную часть Тихого океана. <…> Были ли экономические последствия от той – морской экспансии японцев в пятидесятых годах? Страшнейшие. Катастрофа! И экономическая, и экологическая. Береговая рыбная промышленность Камчатки рухнула. Вот конкретные цифры:
В связи с подрывом лососевых богатств Камчатки в 1950- е годы были закрыты 23 рыбокомбината, 25 рыбоконсервных заводов, 18 холодильников, 35 рыбоперерабатывающих береговых баз, 7 моторно-рыболовных станций, 30 рыболовецких колхозов. Камчатскому побережью был нанесен страшный удар, от которого оно не может опом ниться и спустя полвека» (статья С. Вахрина «Дрифтерный промысел: от общего к частному», опубликованная на сайте «Рыба Камчатского края»).
В итоге добыча лосося была объявлена государственной монополией и все его виды были отнесены к «ценным». Именно тогда, в конце 50-х, коренные и некоренные жители Камчатки лишились возможности ловить эту рыбу для собственных нужд. Для примера, даже представители коренных народов подвергались уголовному преследованию при повторном задержании с рыбой и сетью.
Обоснованность признания лососей ценными видами понятна: в отличие от настоящего времени вся рыба шла на «народный стол», а рыбная промышленность была основой экономики региона. Иными словами, понятие «ценный вид» имело буквальный смысл как с точки зрения экономики и благополучия граждан, так и с точки зрения сохранения остатков популяций и их восстановления.
ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ
Но, как мы знаем, рыба – ресурс возобновляемый. Цитирую из той же статьи: «Запасы лососей были подорваны и восстановились только в семидесятых годах, когда были введены исключительные экономические зоны и дрифтерные суда японцев были выведены за пределы этой зоны».
Основная причина введения тотального запрета на частный лов и на особое – «ценное» – отношение к запасам лососей исчезла. В конце 1970-х благодаря усилиям общества охотников и рыболов государство впервые разрешило гражданам ловить лосося на единственном (!) береговом участке на притоке реки Большой протяженностью не больше футбольного поля. Но в 80-х участки для любительского лова лосося постепенно расширялись. Ловили по именным лицензиям, за весьма умеренную плату, только на блесну и под плотной опекой рыбоохраны всего два вида – чавычу и кижуча. Именно тогда появилось понятие «лицензионный участок», образование которого имело одну, совершенно отличную от пресловутых РПУ цель: контроль за выловом. Только на этом участке, и нигде более, можно было увидеть человека с соответствующей снастью. За пределами таких участков, по умолчанию, могли находиться только браконьеры.
Но лососи продолжали именоваться «ценными», и это не вызывало непонимания, т.к. в ту пору рыбные ресурсы были по-настоящему национальным достоянием, а государство, наученное горьким опытом 50-х годов, относилось к регулированию добычи этих видов с особой тщательностью. Еще раз: реальным хозяином и получателем благ от эксплуатации природного богатства был советский народ.
Потом наступили девяностые, а с 2008 года реальными хозяевами и получателями материальных благ от этого ресурса стал весьма узкий круг лиц. Фактически, водные объекты и их обитатели были приватизированы немногочисленными представителями рыбного бизнеса Камчатки, слившегося с органами государственной власти всех уровней. Обычные граждане, в нарушение статьи 9 Конституции РФ, были лишены доступа к национальному достоянию и могли теперь ловить лосося только по разрешению хозяина водоема. На его условиях и за ту плату, которую определяет аппетит этого нового владельца рек и рыбы. Не поймал – свободен, деньги не возвращаются.
Единственный аргумент сторонников нынешнего порядка – это возможность жителей полуострова зарабатывать на рыбе в качестве наемных сезонных рабочих. Но он не выдерживает критики. По сравнению с советским временем, когда представители различных нерыбных профессий считали большой удачей устроиться на период отпуска простым рабочим в бригаду или в госпромхоз на путину, рядовой заработок нынешних наемных рабочих в короткий период промысла привлекает лишь тех, кто не имеет иной возможности хоть что-то заработать или не способен самостоятельно заняться гораздо более доходной нелегальной рыбалкой. Кроме того, по общей для страны тенденции рабочие места на промысле и в береговой переработке все чаще занимаются гражданами бывших советских республик.
Другими словами, в настоящее время понятие «ценный вид» в отношении лосося не имеет для населения Камчатки в целом какого-либо смысла. В сохранении лосося местное население не заинтересовано. Людям совершенно не для чего и не для кого сохранять устойчивые популяции лососей, так как ни им самим, ни их детям и внукам эта рыба не принадлежит и принадлежать по существующему положению дел не будет. Они не только не могут зарабатывать на лососе, зная реальные объемы вылова промышленниками, но и не могут видеть его на своих столах как обычную и доступную пищу.
Таким образом, ценность лосося как экологическое понятие и как жизненная установка жителей Камчатки сегодня отсутствует.