Часть 4. Экономико-социальная.
Ни у одного из авторов, исследовавших селькупов, нет столь подробного и столь полного анализа экономической составляющей их жизни, какую приводит Н.П. Григоровский в своем очерке.
Следует начать с косвенных свидетельств: Так, например, Григоровский пишет о том, что все селькупы одеты в русскую одежду так, как одеваются крестьяне средней полосы. Тогда как Кастрен, (Матиас Александр), путешествовавший по Нарымскому краю всего полу-веком ранее - в 1830 году, пишет об остяках, одетых в национальные одежды. Чуть позже, в 1913 году другой финн - Кай Доннер, пишет о русской одежде поголовно всех остяков на Кети и приводит прекрасно выполненные фотографии. У Григоровского все остяки по всему Васюгану косят сено. О том же свидетельствует и К. Доннер позднее на Кети. Григоровский же поясняет причину такой чисто крестьянской активности. Дело в том, что всему аборигенному населению Сибири, помимо, ясака вменялась в обязанности ямская служба. Летом она исполнялась по реке остяцкими лодками, а зимой ее оказалось гораздо удобнее исполнять лошадьми по той же реке. Селькупы, в отличие от хантов и особенно от эвенков, за редким исключением, оленей не держали. Кроме того, довольно оживленная торговля, производившаяся по Васюгану преимущественно зимой, с установлением санного пути, требовала изрядных запасов корма для лошадей. Чем остяки и занимались, заготавливая сено в товарном масштабе на продажу купеческим обозам. Прочей скотины остяки практически не держали, за исключением приобских родов, наиболее ассимилированных, которые держали коров и употребляли в пищу молоко. Причем, масло из молока они не производили, предпочитая употреблять в пищу рыбий жир. примечательно, что свиней селькупы не держали, считая свинью животным "нечистым". Тут очевидно, проявилось влияние татар. Григоровский так же пишет о том, что в конце августа - в сентябре юрты по всему Васюгану практически опустели - все остяки заготавливали орех. Кедровый орех заготавливался остяками всегда, но не так помногу - он никогда не составлял основу питания остяка. Теперь же орех заготавливался на продажу. Эти факты и многие другие говорят о том, что Васюганские остяки, еще не ассимилировавшись в полной мере, не переняв ни русский язык, ни культуру, уже были вовлечены в полной мере в хозяйственно-экономическую жизнь территории, причем в отраслях, не являющихся для них традиционными. Н.П Григоровский оценивает объем товарного продукта Васюганских селькупов в очень значительную сумму в 43000 рублей и средний годовой доход остяцкой семьи в 273 рубля 88 копеек с полушкой. Сумма очень и очень внушительная. Все это никак не свидетельствует о лени, беспечности и дикости селькупов, суждения о которых можно встретить в литературе того времени. Тем более, что, по свидетельству Григоровского, обширная торговля началась на Васюгане лишь в 1860 году, всего за 20 лет до описываемых событий. Конечно, эта значительная сумма частично изымалась высокими ценами. Так, например, пуд хлеба, стоивший в России 20-40 коп. продавался на Васюгане за 80-90 коп и доходил до 1,5 рублей. Тем не менее, уровень доходов, даже в сравнении с ценами потребления, представляется нам очень высоким. Так телушка стоила 8-12 рублей, а хорошая дойная корова до 40 руб. Лошадь от 40 до 70 руб. Конечно, имело быть и пьянство и неравномерность в доходах хозяйств, но в целом селькупам удалось занять свою нишу в экономике территории и эта ниша позволяла им существовать достойно и не только не вымирать, но и обеспечивать значительный прирост населения. То же самое, по свидетельству К. Доннера и других путешественников происходило и на Кети, только с некоторой задержкой во времени. Вообще миф о поголовной нищете и дикости селькупского населения исторически не подтверждается. В раскопках селькупских захоронений дорусского периода на территории Омской области находили китайский шелк в объемах, составляющих целое состояние – в сопоставимых ценах сравнимый со стоимостью хорошей крестьянской усадьбы со всем обзаведением. А женский передник, выставленный в экспозиции Колпашевского музея, фотографию которого я приводил где-то, украшен восемью золотыми империалами грамм по 30 каждый. Такая вовлеченность селькупов в общую экономику Сибири и сослужила им в итоге плохую службу. Дело в том, что включившись в товарное производство, селькупы уже не могли обеспечивать себя всем необходимым сами. Они уже полностью зависели в питании от привозного хлеба. А когда с 1917 по середину двадцатых годов торговля по Васюгану прекратилась практически полностью, селькупское население начало умирать. Голод не ходит один – вместе с голодом пришел тиф и малярия. Если Григоровский оценивает население Васюгана в 1882 году в 400 душ мужеска полу и 335 душ женскаго, то к 1927 году их не осталось совсем. К тридцатым годам на Васюгане жило несколько семей хантов, пришедших сюда позднее с северо-запада. М. Шатилов, изучавший коренное население Нарымского края в 1927 году, говорит об их страшном обнищании и тяжелейшей эпидемии тифа, сократившей население Кети в 2-2.5 раза. Селькупское население Кети, в меньшей степени вовлеченное в хозяйственный оборот, смогло выжить. В меньшей степени трагедия коснулась жителей Тыма, так как в то время они в основном еще жили традиционным укладом. Южный диалект селькупского языка прекратил в это время свое существование за смертью носителей. Некоторая часть этой селькупской подгруппы, проживавшая по Оби и в северных районах Омской области смогла выжить физически лишь полностью ассимилировавшись с русским населением.
Конец 4 части.
_________________ Авоськакнибудь.
|