Томский Клуб Спиннингистов http://spinning.tomsk.ru/forum/ |
|
"и в тьму веков ушедшие народы" http://spinning.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=11037 |
Страница 1 из 8 |
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 11:35 ] |
Заголовок сообщения: | "и в тьму веков ушедшие народы" |
Последнее время читаю этнографическую, историческую и мемуарную литературу посвященную почти ушедшему, древнему и удивительно самобытному народу - Селькупам. Это наиболее многочисленный из коренных народов, населявших территорию Томской области, чьи племена испокон веку заселяли Васюганье, Кеть, Нарым до Обдорска и Тым с Вахом и Сымом, вплоть до Таза. Бесписьменный народ, а значит, народ с богатейшей изустной фольклорной культурой, молча уходящей от нас "в тьму веков", так как носителей языка практически не осталось. Народ, оставивший неизгладимый след в новой истории Сибири, в ее топонимике, в крови многих сибиряков (и моей семьи в частности). Истории, быту и языку селькупов посвятили многие труды известные ученые и путешественники: Спафарий, Г.Ф. Миллер, Д.Г. Мессершмидт. Современные томские ученые - А.П. Дульзон, Г.И. Пелих и многие другие. Тем кто интересуется историей и бытом народа селькупов, предлагаю провести самостоятельное исследование. Материалов в сети не слишком много, но они есть. И они потрясающе интересны. Я же буду здесь выкладывать выдержки и цитаты, показавшиеся мне удивительными или просто забавными. |
Автор: | Ded [ 10 окт 2014, 11:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
С вашей подачи я с годик назад почитал Спафария про путешествие посольства в Китай, очень интересно! |
Автор: | Fidel [ 10 окт 2014, 11:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Алан писал(а): посвятили многие труды известные ученые и путешественники: Д.Г. Мессершмидт. - не родственничек ли того самого Вилли?
|
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 12:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
К сожалению, оказывается, что PDF запрещен админом. Не получается выложить кусок текста.. Дома, вечером, переведу в другой формат. тогда... Сорри.. |
Автор: | OlegB [ 10 окт 2014, 13:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
По Тымувыше Напаса, находил глиняные фрагменты посуды на местах следов старых жилищ(их было чуть видно вдоль речки по неровностям ландшафта). Охотники у которых я гостевал, говорили, что находили пряжки и разные элементы утвари... |
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 13:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Fidel писал(а): - не родственничек ли того самого Вилли? Кто знает.. у немцев эта фамилия в ходу так же, как у нас, например, Яковлев. Согласись, не каждый Яковлев -"ЯК- истребитель". Тогда несколько выдержек из материалов собранных к несостоявшемуся походу на Орловую реку. Взято из работы: Л.Н. ПРИЛЬ "Кочевые политшколы у эвенков р.Кети: цели, методы и результаты" (здесь и далее местное население называют то эвенками, то тунгусами. Но поскольку речь идет именно об Орловой реке, то с вероятностью 90% это все же селькупы. Имхо) Цитата: В бывшем партийном архиве Томской области сохранились отчеты о работе пропагандистов кочевых политшкол в условиях Нарымского Севера. Наиболее яркими являются дневники В.А. Величко и А.П. Жданова, работавших в феврале-марте 1934 г. у эвенков р. Кети. .... В.А. Величко стал инициатором написания еще одного письма Сталину, теперь уже от имени эвенков. Остается гадать, до какого уровня руководства дошло его письмо - до нарымского окружкома, новосибирского крайкома или до московских руководителей. Но обращение к вождю верхнекетских эвенков, написанное рукою пропагандиста и писателя, имело серьезные последствия: «Для лучшего обслуживания эвенков и создания им условий политического и экономического роста в 1934 г. по ходатайству окружных организаций с 1 января 1935 г. организован на основании постановления Запсибкрайисполкома от 25 октября 1934 г. №9393 самостоятельный Орловский кочевой туземный сельсовет» .... Сталину, рукою В.А. Величко, эвенки писали о решении тех задач, по которым следовало пропагандисту «увязать теорию с практикой»: о том, что они собираются провести в Максимкином яру съезд кочевников по вопросам оседания; о перевыполнении планов пушнодобычи на подарок Сталину; о том, что одна из девушек заявила, что пойдет учиться в интернат; о том, что они сделали вождю трубку из лиственницы необыкновенной фактуры; о том, как эвенки любят советскую власть. В письмо решено было включить слова: «Заграничных буржуев мы не боимся. Если пойдут на советскую власть, мы ружьё от белки повернём на буржуазию. Плохо ей придётся от выстрела тунгуса: мы редко стрелим мимо». Здесь же о трудностях работы просветителя: Цитата: Беседы проходили за чаем (расходы окружкома), а чтобы не плакали - не мешали дети - им давались конфеты (расходы окружкома)» [Там же. Л.4.]. Инструктор-пропагандист был достаточно изобретателен, когда пытался навести порядок во время занятий: «Нужно особо сказать о женщинах: они приходили со своими детьми, с грудными и ползающими. В чуме они привязывали к палкам грудных детей (в своеобразных сидельниках), и они мирно висели во время беседы. Конфеты были порукой тишине и спокойствию. Правда, сильно дезорганизовывали беседы щенята (которых премногое количество в каждом чуме), они играли с детьми, грызли конспекты и пр. (И против них был найден выход: их завязывали в мешочки). В общем, обстановка для беседы трудная: в чуме дым, особенно когда мороз, костёр горит неравномерно: заслушиваясь, забывали о костре» Другой "ликвидатор": (с сохранением орфографии) Цитата: «Ехал на коне. Дорога была плохая, наваливался два раза. Погода была плохая. Буран. Замёрзли руки и ноги. Бежал пешком. Приехал юр. Белояровку. Покормил коня, попил чаю. Напоил коня, запрёг коня и поехал. Спросил дорогу юр. Каяксину. Дороги не было. Утопил коня, вытащил, запрёг и повёлв поводу. Сам давал следить дорогу. Провалился сам, намочил ноги, давай переобуваться. Переобулся и пошёл дальше. Стало поздно. Дорога не знатка, кое-как дошёл юр.Ильдейские. На гору стал зниматься, конь оборвался, упал под гору, стал выпрегать, выпрег и вывел на гору, стал на себе вытаскивать сани. Затомил. Стал запрягать коня и поехал юр.Каяксину. Был буран. Дорогу не видать стало…»
|
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 13:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
OlegB писал(а): По Тымувыше Напаса, находил глиняные фрагменты посуды на местах следов старых жилищ(их было чуть видно вдоль речки по неровностям ландшафта). Охотники у которых я гостевал, говорили, что находили пряжки и разные элементы утвари... На Тыме известно несколько десятков старых и древних поселений. Несколько городов бронзового века. Это был своего рода центр ареала расселения селькупов. Одно из самых сильных племен со сложной родоплеменной системой отношений. |
Автор: | Iggor [ 10 окт 2014, 13:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Алан писал(а): Бесписьменный народ, а значит, народ с богатейшей изустной фольклорной культурой, молча уходящей от нас "в тьму веков", . Любопытный вывод. |
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 13:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Игорь, это собственно не мой вывод - это один из азов антропологии. Народы, не обладающие письменностью, тем не менее обладают разносторонней духовной культурой. Единственный способ передачи которой - изустное творчество. В отличие от письменного способа, устный имеет ряд недостатков (непосредственно от донора к реципиету {из уст в уши}), особенности восприятия на слух и тд. Это приводит к более изощренному, что ли, устному творчеству. Более поздний, письменный период во многом опирается на традиции устного творчества, но он иной. Письменная литература более унифицирована и зачастую ничего общего с культурой не имеет. |
Автор: | Алан [ 10 окт 2014, 13:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Отчет его же окружкому: Цитата: "Обсказали, что такое представляется политшколой. Первая беседа - Советская власть и коммунистическая партия большевиков. Им обсказали, что такое, их заинтересовала беседа. Были портреты Карла Маркса, Энгельса, Сталина. Пояснили им, после этого попили чаю.<…> После этой беседы изучили песню Интернационал, после этого разошлись все по чумам и спрашивали, будем или нет собираться. После этого стало поздно, напилили дров. Стало темнеться, пришли с охоты мужики. Первая бригада добыла 8 белок, вторая 9 белок. Попили чаю, собрались в чум, стал я их угощать табаком, они были рады, что приехал, привёз табак и чай. После этого стали греть чай и стали проводить беседу - Советская власть, коммунистическая партия большевиков. Провели эту беседу, давай пить чай. После этого давай задавать вопросы" .... «8/II - 34 г. Утром стали, умылись, стали собираться к чуму, собралось 15 человек и стали проводить физзарядку.После этого ребятам стало интересно, стали спрашивать - утром будем опять проводить, - после этого собрались в кучу и стали петь песни. Разошлись и стали пить чай. Пошли на охоту. Осталось три старухи, стали мы заготовлять дрова, после этого пошли смотреть оленей» Тут и не знаешь, смеяться или плакать... Булгаков вспоминается.. |
Страница 1 из 8 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |