Томский Клуб Спиннингистов http://spinning.tomsk.ru/forum/ |
|
"и в тьму веков ушедшие народы" http://spinning.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=11037 |
Страница 6 из 8 |
Автор: | Ded [ 17 окт 2014, 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Алан писал(а): А вот древний проверенный способ привлечь удачу на рыбалке: Цитата: Недалеко от берега в густом лесу есть громадная пихта, у корня которой приносят в дар "юнгу" (духу). Каждый инородец, приезжающий сюда на промысел, обязан сделать новую деревянную колотушку, которой при промысле бьют рыбу по голове, и положить ее под это дерево. Не сделавший такого подарка рискует остаться вовсе без добычи. ... В полуверсте от западного берега озера, в глухом хвойном лесу мы увидели пихту обхвата в два толщиною. Вокруг корня ея набросано множество деревянных колотушек и эта куча колотушек достигает вышины не менее двух аршин Как вы еще рыбу ловите, не ясно. А ну живо заготавливать колотушки! Чет я не понял... КОлотушку сделай, да под дерево кинь? А рып чем тогда тюкать?? |
Автор: | Foreman [ 17 окт 2014, 21:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Дед, две! Две делай. Но под дерево одну кидай. |
Автор: | Алан [ 17 окт 2014, 21:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
[quote="Ded" Чет я не понял... КОлотушку сделай, да под дерево кинь? А рып чем тогда тюкать??[/quote] Чо непонятного? Новую колотушку юнгу, а старой тюкай.. фсе по фрейду |
Автор: | Алан [ 17 окт 2014, 21:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Вот интересно, Григоровский пишет, что на озере Тух-Сигат есть остров. Остров длиной до двухсот сажен и покрыт хвойным лесом. На том острове был амбарчик с духами. (лозами) Григоровский пишет, что посещал его. На снимках никакого острова нет.. Куда он мог деться? Если с хвойным лесом, то всяко коренной.. Не понятно. |
Автор: | Ded [ 17 окт 2014, 21:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Алан писал(а): Куда он мог деться? Если с хвойным лесом, то всяко коренной.. Не понятно. "Экспедиция" звучит круче, чем "сплав"... Я в теме! (еслив тока пешком далеко не надоть) )))) |
Автор: | Алан [ 27 окт 2014, 12:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Лягушка вообще у угров и самодийцев зверь особый. По остяцки лягушкой называют женский половой орган. Но кроме того, и даже более того - с лягушкой связывают плодородие земли в широком смысле. В этом свете уже помянутая сказка о "царевне - лягушке" приобретает иной, эпический смысл. Спалив лягушачью шкурку, парень не просто лишил себя неких утех, - он лишил землю способности к воспроизводству. Ну и пошел все это выправлять. По геройски. В русскоязычной версии все это за кадром, от того поведение царевича не логично. Казалось бы, должен перекреститься - отцова воля выполнена, теперь можно нормальную девку найти, как у людей. Без этой зоофилии. А оно вон оно как на самом то деле.. Одна из душ человека (мужчины) помещается в его среднем пальце. Потеряв средний палец, мужчина постепенно сходит с ума |
Автор: | Ded [ 27 окт 2014, 15:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Алан писал(а): Одна из душ человека (мужчины) помещается в его среднем пальце. Потеряв средний палец, мужчина постепенно сходит с ума Т.е. небезывестный жест со средним пальцем вверх -- не оскорбление, а признак богатой души? |
Автор: | Алан [ 27 окт 2014, 16:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Я полагаю, что это следует рассматривать гораздо шире: Все, что бы остяк ни делал средним пальцем - он делает с душой! |
Автор: | Алан [ 28 окт 2014, 10:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
Не во всем бесспорный, но внятный сжатый очерк по истории происхождения селькупов Цитата: У ИСТОКОВ ИСТОРИИ СЕЛЬКУПОВ Селькупы (известны ещё под названием остяко-самоеды и нарымские остяки) относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи, южной её группе. Когда и откуда появились они в Приобье? Где их изначальные истоки? Из сообщений путешественников, миссионеров, исторических документов известно, что в XVI веке в Среднем Приобье они уже проживали. А раньше? Дискуссии о прародине селькупов и других самоедо-язычных народов ведутся вокруг трёх точек зрения с различными вариантами. Две гипотезы сложились ещё в XVIII веке, их высказывали лингвисты и этнографы. В 20- х годах XVIII века пленный шведский офицер, увлекшийся изучением народов Сибири, Ф.И. Страленберг, был включен в состав Академической экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта. Он обнаружил, что на самодийском языке говорили не только самоеды европейского северо-востока , но и ряд народов Западной (остяко-самоеды) и Южной (камасинцы) Сибири. Из этого наблюдения исследователь сделал вывод, что прародина самодийцев – северо-западней Урала, откуда они расселились вплоть до Саянского нагорья. Через 50 лет И.Ф. Фишер высказал противоположную точку зрения. Томские остяки, как он называл селькупов, и камасинцы жили когда-то вместе, на юге Сибири и, «боясь татар, пошли в ближайшие к северу страны». Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах выдающегося финского лингвиста и этнографа М.А. Кастрена, который в середине ХIХ в. по заданию Российской Академии исследовал язык и быт народов Сибири. Согласно его теории исконной прародиной современных самодийских народов, в том числе и селькупов (Кастрен их включал в южную самодийскую группу наряду с карагасами, маторами и др.), была Южная Сибирь, а точнее Алтае-Саянское нагорье и Минусинская котловина. Благодаря скрупулёзному анализу Кастреном языков южносибирских народов и доказательству очевидного пребывания там самоедов раньше тюрко-язычного населения, гипотеза южной прародины селькупов стала господствующей. В.Н. Чернецов в 60-е годы предложил область формирования самодийцев, начиная с IV тысячелетия до н.э. расширить от Енисея до Иртыша. Культуру Среднего Приобья (её ещё предстояло изучать) с Х в. он отнёс к праселькупской. По третьей версии прародина самодийских народов – Западная Сибирь Эта мысль в начале нашего века высказывалась знаменитым путешественником и исследователем Арктики Ф. Нансеном и финским лингвистом – этнографом К. Доннером. Но развёрнутой аргументации эта идея долгое время не получала. Благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям последних десятилетий западносибирская гипотеза стала приоритетной. Что касается селькупов, то не просто регионом их формирования, но и прародиной можно считать Среднее Приобье. Народы Сибири не имели письменности, и заглянуть в глубь их древней истории помогает археология. Археологи реконструируют прошлое селькупов, используя данные различных областей познания: антропологии, лингвистики, географии, биологии, физики, химии и т.д. С 60-х годов в Среднем Приобье ведутся активные археологические раскопки многочисленных древних поселений, могильников, культурных мест, производственных объектов. В результате исследований удалось выявить генетическую непрерывность развития местных традиций вплоть до ХII в. – до времени, когда селькупы как этнос уже стали известны в исторических документах. 2,5 тысячи лет назад (в V в. до н. э.) в Нарымско – Сургутском Приобье на местной основе сложилась самобытная культура, названная кулайской, по первым необычным находкам на горе Кулайка, в с. Подгорном (р. Чая). На древнем святилище кулайцев были найдены оружие и ажурные и сплошь литые из бронзы изображения людей и животных (лосей, медведей, птиц, змей), отражавших мировоззрение народа. Сейчас разнообразных кулайских памятников известно в Западной Сибири свыше 300. Культуру отличает ярко выраженное своеобразие глиняной посуды (керамики), оружия, орнамента, жилищ, погребального обряда. Кулайской культуре суждено было сыграть значительную роль в истории самодийских народов и, в частности, селькупов. Она существовала тысячу лет. За это время границы её постоянно расширялись. В III в. до н. э. начинается первая волна переселения кулайцев на юг – в Притомье и Прииртышье. Исходная причина миграций – прирост населения; биологическая продуктивность Среднего Приобья была низкой, промысловые участки незначительными, а кулайцы жили за счёт рыболовства и охоты. Устранение экологического несоответствия (природа не могла прокормить избыточное население) возможно было тогда прежде всего за счёт расширения территории. Массовые миграции кулайцев идут в разных направлениях. На севере они достигли Обской губы и низовий р. Таз, а затем продолжаются – через Северный Урал – в бассейн р. Печоры. На юге кулайцы расселились до горного Алтая и Чулымской, а на западе до Тоболо-Иртышской лесостепи. Таким образом в Западной Сибири возникла огромная кулайская общность, по-видимому, фиксирующая сложение самодийского языкового единства. К середине I тысячелетия эта общность распалась. Потомки кулайцев на юге под давлением алтайских тюрок частично продвинулись на средний и верхний Енисей и положили начало самоедоязычным камасинцам: койбалам, маторам, карагасам. На севере самодийцы-кулайцы были оттеснены в пределы циркумполярной зоны усилившимися уграми (предки хантов, манси). И здесь заложили основу северных самодийских народов: ненцев, энцев, нганасан. На западе небольшая группа посткулайского населения, смешавшись с уграми и ираноязычными саргатцами, под давлением движущихся с востока кочевников, из Тоболо-Иртышья откатились на Южный Урал, где заложили основы протомадьярской культуры. В среднем Приобье в VI в. на основе кулайских традиций возникла уже праселькупская релкинская культура (названа по могильнику Релка в райцентре Молчаново). Именно в ней наиболее ярко отразилась этническая самобытность, унаследованная последующими поколениями селькупского народа и отражённая в археологических памятниках Нарымского Приобья XV- XVIIвв. и этнографии селькупов. Это было золотое время в культурной истории края и селькупского народа: помимо традиционного рыболовства и охоты резко увеличивается процент скотоводческих хозяйств. Разводились местные, неприхотливые к суровым условиям породы лошадей. В междуречье Томи и Оби появляется мотыжное земледелие. В охоте стал преобладать пушной промысел, и как результат активно развивается торговля с соседями. Завозятся дорогие шелковые ткани, оружие, скакуны, украшения. Переживает небывалый подъём духовная культура. Внутри релкинского общества родовые связи слабеют, усиливается военно-родовая элита, культивируется образ вождя. Этногенез селькупов на долгом и историческом пути протекал в сложном переплетении судеб угров и тюрков, тунгусов и славян. Формирование самобытного народа проходило в мирных контактах и ожесточённой борьбе, в условиях расцвета и упадка культур, запутанных лабиринтах общественных отношений. История селькупов ещё не написана, в ней немало неясного, Многому требуется объяснения и доказательства. Взято здесь http://www.istorya.ru/referat/referat2/30529.php |
Автор: | Алан [ 28 окт 2014, 13:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "и в тьму веков ушедшие народы" |
http://history.novosibdom.ru/node/44 Замечательный сайт об истории народов в разные эпохи населявших западную Сибирь. Прекрасное изложение материала. |
Страница 6 из 8 | Часовой пояс: UTC + 7 часов |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |