Предлагая данную тему к обсуждению, я имел ввиду не катамаран вообще, как средство передвижения по водной поверхности, разновидностей которого не меньше, чем однокорпусных судов, а некий аппарат, служащий вполне конкретным и довольно ограниченным целям и обладающий если не уникальным, то достаточно специфическим набором качеств для достижения этих целей.
Некоторый опыт путешествия по рекам Томской и Кемеровской областей на разных «плавучих предметах» («черная резинка», байдарка «Таймень-2», резиновая надувнушка «Нырок – 2», плот на камерах, катамаран) сподвиг меня на попытку создания некоего специфичного «плавучего предмета», весьма умеренно энерговооруженного, для относительно продолжительных, до 15-25 дней, автономных путешествий экипажем в 2 персоны как вниз, так и вверх по рекам со скоростью течения порядка 0.6 – 0.8 м/с, коими являются практически все реки Томской области, исключая Обь и Чулым.
Основные требования к аппарату:
1.
Безопасность. Высокая продольная и поперечная остойчивость. Секционирование надувной части, минимальная потеря плавучести при разгерметизации одной из секций. Другими словами, прорыв одной из двух секций в надувнушке приведет к серьезной аварии, если не к катастрофе. Экипаж спасется скорее всего, но снаряга скорее всего потонет. Данный уровень безопасности считаю недостаточным.
2.
Разумно минимальный вес. Что означает экономию веса при постройке без фанатизма, не в ущерб прочности конструкции, т.к. чинить корабль в походе – то еще веселье! Не в ущерб безопасности и определенному уровню комфорта экипажа. В то же время, аппарат должен быть достаточно легким и компактным для транспортировки.
3.
Грузоподъемность не менее 500 кг для экипажа из 2 чел. С возрастом Ваш покорный слуга невероятно разбаловался и предпочитает сидеть не на бревне, а на складном стульчике, дрова пилить бензопилой, спать не у костра, а в приличной палатке, в теплом спальнике и т.д. и т.п. Вот и получается, что экипажу просто необходимо до 70 кг. снаряжения на 20 дней. Кушать мы тоже любим. К тому же, мы с напарником не готовы к меню небезызвестной Ирины Опанчук: «Вечером сварили уху», «В обед доели уху», «Вечером пожарили рыбу», «В обед доели жареную рыбу» - и так 3 месяца. Так что получается еще 70 кг. продуктов питания и увеселения. Нас, старых дятлов, двое на 150 кг. плюс какие-то личные вещи. Ну и двигатель с запасом горючего. Вес снаряженного корабля на старте с экипажем получается никак не меньше 500 кг.
4.
Уровень комфорта. Аппарат должен вмещать все барахло не только по весу, но и по объему так, чтобы ничего не путалось под ногами, не нарушало центровку судна, не создавало никаких проблем в плавании и, в тоже время, было относительно доступно. Необходимо обеспечить экипажу возможность стоять, сидеть в любой позе, по возможности даже лежать. Учитывая продолжительность плавания это отнюдь не каприз. Кратко это можно свести к требованию наличия полезной внутренней площади корабля не менее 2 м.кв. на 1 чел. Или 4 м.кв. на объявленный экипаж.
5.
Ходовые качества и энерговооруженность. Аппарат должен обеспечивать минимальную скорость передвижения с полной загрузкой не менее 8 км/час в стоячей воде. Меньшая скорость может сделать саму идею плавания вверх несостоятельной. Скорость выше 15 км/час потребует дополнительных мер по усилению корпуса корабля и приведет к резкому увеличению требуемой мощности двигателя и соответственно запасу горючего. Следует отметить, что в данном случае рассматривается только режим водоизмещения. Таким образом, скоростной диапазон корабля должен быть в пределах 10-15 км/час. Конструкция подводной части аппарата должна обеспечивать минимальное сопротивление при заданном водоизмещении и скорости и определяет мощность двигателя.
6.
Стоимомость постройки. Хотелось иметь недорогой вариант корабля, поскольку есть подозрение, что это не последняя бредовая идея, которая посещает голову автора. Поскольку больше одной одновременно в ней не помещается, трудно сказать, каких затрат потребует следующая.
В результате напряженной мыслительной работы родилась вот такая конструкция
Вложение:
pl1.jpg [ 11.37 KIB | Просмотров: 563 ]
Вложение:
pl2jpg.jpg [ 24.49 KIB | Просмотров: 563 ]
Конструкция отнюдь не блещет оригинальностью, но по моему мнению, в достаточной степени удовлетворяет поставленной задаче.
Основные характеристики:
Длина палубы - 2.5 м
Ширина палубы – 2.0 м
Диаметр баллона - 0.6 м
Объем поплавков – 1.6 м. куб.
Максимальная грузоподъемность
из расчета V/2 – 800 кг.
Расстояние от верха палубы до воды,
при загрузке в 500 кг - 460 мм
Материал:
Поплавки:
шкура из ПВХ (Баннерная ткань), герметичные баллоны - ПЭ пленка по 2 на поплавок.
Поплавок имеет две продольные ленты с люверсами. К раме поплавок крепится ПП шнуром.
Рама:
Ст. труба 28х1.0 и 30х1.0
Темный квадрат в центре на виде сверху – сетка из ПП шнура (грузовая палуба)
Остальная палуба изготовлена из фанеры 14 мм.
Ширина палубы по корме и на баке - 550мм, бортовые переходы шириной 400 мм
Косой крест на виде сверху – тросовые растяжки, установлены снизу рамы.
Вся конструкция собирается при помощи мебельного болта М6 с колпачковой гайкой.
Вес около 70 кг. из них 55% - палуба.
Рассчитан ориентировочно на
двигатель 5 л.с.В качестве маленького бонуса –
Катамаран, если я правильно понимаю, не является судном по классификации ГИМС, а чем-то вроде набора плавучих предметов и соответственно не подлежит регистрации.
Моторчик до 5 л.с. не требует прав на управление. Китайцы (пятерки), кажется, недобирают несколько сотых кВт по паспорту.
Мелочь, а приятно.