Лодочные моторы. Обкатка.Основной смысл в обкатке нового лодочного мотора — неспешная равномерная приработка деталек друг к другу. В процессе правильной обкатки и службы ПЛМ, компрессия в цилиндрах на хороших лодочных моторах постепенно повышается. Это связано с приработкой поршневых колец к зеркалу цилиндра.
В какой-то момент срока службы лодочного мотора, она достигает своего пика и остается далее на этом уровне. И уже ближе к выработке ресурса, быстро начинает снижаться.
При достижении определенного порога снижения компрессии, мотор перестает заводиться, ему не сжать топливную смесь. При снижении компрессии, так же заметно падает и мощность.
Вместе с кольцами, в блоке цилиндров идет приработка и всех подшипников коленвала. Для четырехтактных лодочных моторов — разумеется, еще и система газораспределения. Ниже обкатываются подшипники редуктора и шестерни передач. Для двухтактников на время обкатки, конечно надо увеличить количество масла в топливе.
Все, кроме подшипников и ГРМ, проходит почти полную приработку именно в период обкатки. Много версий, что обкатка не нужна, всего лишь ненамного сократится срок службы мотора и т.д. Да, есть моторы, не требующие обкатку, но речь сейчас идет о типичных распространенных лодочных моторах. С ДК-моторами — тоже отдельная история, если не развалятся в период обкатки, то компрессия, почти всегда, недопустимо снижается.
Были случаи, когда на ДК-моторе кольца хорошо ложились к зеркалу цилиндра, но это исключение несколько раз разрушал противовес коленвала, снимавший втихаря стружку с картера. Конечно, для стружки в цилиндр — прямой путь. Блок с впрессованным цилиндром просто выкидывался.
Считается, что десять минут работы на холостых — приемлемое время для первого этапа обкатки лодочного мотора. Мы рекомендовали бы увеличить минимум до получаса. Пусть кольца поработают без нагрузки подольше. Далее рекомендуется использовать какие-то сложные схемы, не всегда понятные начинающему водомоторнику.
Тут есть только два важных момента: не надо, вопреки рекомендациям, давать полный газ даже на время, и повышать и понижать обороты следует очень плавно. С минимальных до средних стоит поднимать в течении полуминуты, не менее. Разумеется, никаких перегазовок, даже при заводе мотора. Лодочному мотору так же необходимо давать отдых раз в час, после чего, начинать обкатку опять с прогрева.
Две важных ошибки: отсутствие прогрева лодочного мотора перед отходом и быстрое выключение после длительного перехода на высоких оборотах. Дайте мотору поработать в обоих случаях минут пять на холостых оборотах.
Довольно давно идут споры о возможности или невозможности обкатки лодочного мотора в бочке с водой. Здесь нет ничего тайного. Довольно странно, что эти споры никак не могут разрешиться. Малышей, до 3.5 л.с. вполне можно обкатать и в бочке. Правда, только на начальном этапе, до половины газа.
Много можно услышать про нагрев воды и т.д., но что бы хоть чуть-чуть подогреть водичку, мотор придется гонять неделю, вода быстрее будет остывать сама. Эти моторы не имеют термостата, и можно заметить, что вода из контрольного отверстия выходит довольно прохладная. За исключением, конечно. Часто просто чуть теплая.
Про масло в бочке тоже не понятно. Масло будет всегда на поверхности воды, за исключением работы гребного винта, когда он становится миксером. Ну, смазка крыльчатки еще никому не вредила. Моторы помощнее , конечно, обкатать в бочке уже не получится. Можно только провести предварительную обкатку.
А теперь главное — почему только начальные этапы обкатки? Дело в том, что в последующие часы нам придется значительно добавлять оборотов. Мотору в принципе толкать перед собой нечего, он как будто бы пытается сдвинуть стену перед собой. Это будет означать только то, что он будет явно недокручивать. Недокрут, как известно, крайне губителен для любого движка, а для нашего — в период обкатки — тем более.
Можно ставить стендовые обкаточные легкие винты, но это явно не стоит того. Проще выйти на воду и пару дней тихонько покататься, заняться троллингом. Обкатка на холостых оборотах обкаткой считаться так же не может. Длительная работа на повышенных холостых оборотах — так же для него губительна. Так что идеальный вариант — прямой путь на воду. И к тому же, не придется нервировать орущим мотором соседей по даче. Лучше в бочке ограничиться проверкой и первым получасом обкатки на холостых.
После завершения процесса обкатки, следует заменить все масла и свечи и поднастроить карбюратор.
Для журнала Goodboating.ru / 2012.
http://goodboating.ru/obkatyivaem-novyiy-motor-2/