А республика Тыва живет без публики,
По полям-то, по полям-то тишина,
По долинам ходят мишки, ушки круглые,
И летающих тарелок дохрена... (Ю.Визбор)Намедни вернулись из небольшого путешествия.
Поднялись по Бий-Хему до водопада на тоннельном Соларе-380 под мотором НМ-18. Расстояние от Томска до базы на Бий-Хеме получилось почти 1300 км по одометру. Туда ехали через Шарыпово-Ужур-Шира-Абакан. Рассчитывали заночевать в Абакане у друзей, но хорошие дороги в Хакассии и ненапряжный трафик позволили уехать намного дальше. Заночевали в Танзыбее, а утром, в отличную погоду проехали по красивейшим местам Саян
Вложение:
Дороги1.JPG [ 99.89 KIB | Просмотров: 3486 ]
и Тувы
Вложение:
Дороги2.JPG [ 157.64 KIB | Просмотров: 3486 ]
Дорога очень красивая, отличный асфальт, правда есть ремонтные участки , но они хорошо организованы и нисколько не напрягают.
А вот после Кызыла картина совсем иная. Асфальт заканчивается практически сразу за городом т.к. дорогу ремонтируют большими кусками. Заправка в Бояровке перед свертком на Тоора-Хем не работает, вообще закрыта! Но даже если бы работала - солярной колонки на ней нет. А мы на нее понадеялись и не заправились в Кызыле. Хорошо, что выручили водилы на длинномерах-тяжеловозах, подкинули дизтоплива, иначе пришлось бы делать крюк до ближайшего солярового источника. Дорога на Т-Хем была очень разбита, даже местные удивлялись ее состоянию. 130 км от Бояровки до базы ехали 5 часов. Когда на серпантине сверху на вас выворачивает полноприводный Урал с перегруженным длинным прицепом с породой, с непривычки становится некомфортно, но потом привыкаешь, тем более что дизельный Кукурузер без особого напряга тащил на себе в гору и нас, и наш походный скарб. На обратном пути, через две недели дорогу прогрейдировали, она стала заметно лучше, ровнее.
На самом высоком перевале 2008 метров накрыло тучей, пошел град со снегом. Спускаться по серпантину в такой каше было особенно весело
На этом погода и закончилась. Температура с +34С упала до +10С и следующие две недели не было ни дня без дождя.
Вложение:
Дороги4.jpg [ 127.51 KIB | Просмотров: 3475 ]
Остановлись на первой базе. Как нам подсказали - она немного дешевле следующей, но спуск к воде похуже, с прицепа лодку не скинуть, только руками. Проживание в домике 300 рэ с человека, стоянка машины 200 рэ в сутки, баня 800 рэ. Погода совсем дерьмо - холодно, сильный дождь с грозой, поэтому решили переночевать на базе, помыться в бане, а на утро собрать лодку и алга
Утром прояснилось, при солнышке да без дождя веселее.
Вложение:
База1.jpg [ 162.96 KIB | Просмотров: 3486 ]
Вышли на воду, а воды было не мало Водомет никак не хотел раскручиваться, опять ушел зазор между импеллером и обечайкой. Для повышения отдачи зазор в 0.5мм были идеально выставлен в гаражных условиях, но на воде импеллер стал цеплять за обечайку.
Видимо причина в температурном сжатии от окунания в холодную воду.
В гараже при выставлении зазора было +24С, температура воды была +9С.
Ничем иным объяснить уменьшение зазора я не могу.
Выставил зазор на месте, лодка пошла, но увы, только над мелководьем.
Стоило выйти на глубину более 0.7 метра и с такой максимальной загрузкой лодка сваливалась с глисса. Я пробовал менять высоту навеса мотора, угол установки, минимизировать зазор в импеллере и т.п., но толку было мало. На другой, более мелководной реке, скорее всего, мы бы смогли пройти по мелям, стараясь обходить глубокие места, но не здесь. Уровень воды высокий, течение очень мощное, свалившаяся с глиссирования лодка практически стояла на месте.
Для таких рек надо считать максимальной грузоподъемность именно на глубокой воде, которая для моего комплекта составляет примерно 315 кг.
Делать нечего - решили поставить винтовой редуктор, взять водометную насадку с собой и подниматься до водометных глубин и до притоков на винте, причем защиту на винт и редуктор я изготовить-поставить не успел. Так что пришлось положиться на хорошую прозрачность воды, быстроту реакции и, конечно, на удачу.
Тоннельный Солар-380 под винтом - это совсем другая песня
Загрузили бенза с хорошим запасом, взяли все, что было отложено для минимизации взлетно-водометного веса, даже походную кинобудку прихватили. Если под винтом шаг 11 выводили на глисс 470кг, то с винтом шаг 9 можно было вообще не экономить с весом. Так и вышло - загруженный "с горкой" Солар легко взял вес и, не шибко напрягаясь, побежал вверх по Бий-Хему. Две трети газа, обороты 4700-5000 об\мин. Скорость относительно космАсА 22-24 км\ч, скорость течения 6-10 км\ч. Как говорится - иди да радуйся. Но не так прост Большой Енисей, как казалось вначале. Глубокие тиши быстро меняются на широкие мели, проходы в которых, не зная реки, угадываются с трудом. Приходится привыкать, учИться читать реку, не бросать газ, когда дно поднимается, поднимается и вот-вот ударит по мотору, но в последний момент опять начинает уходить в глубину. Тоннельное дно добавляет 5-6 сантиметров жизни и прощает не фатальные ошибки. В таких условиях очень важно, чтобы мотор не фиксировался в опущенном положении, иначе удар может получиться очень жестким. За первые две проходки поднялись километров на 80. Вода и снизу, и сверху. Нудный осенний непрекращающийся дождь
Вложение:
Дождь1.jpg [ 123.94 KIB | Просмотров: 3486 ]
Понемногу привыкаем к реке, все легче находим проходы в многочисленных мелководных участках. Практически без потерь прошли даже коварный Собачий брод. Хорошо, что на дне, в основном, мелкая галька. От нее на винте остаются лишь незначительные коцки при неизбежных контактах.
Усиливающийся дождь загоняет нас на уютную стоянку
Вложение:
Стоянка3.jpg [ 179.65 KIB | Просмотров: 3486 ]
Можно перевести дух, обсушиться, дать отдохнуть верному Соларчику.
Вложение:
Солар2.jpg [ 174.88 KIB | Просмотров: 3486 ]
Непрекращающийся дождь вынудил нас остаться здесь на дневку. Можно было развернуть походную кинобудку и под шум дождя посмотреть хорошее кино, до которого в городе так и не дошли руки.
Вложение:
Кинобудка1.jpg [ 159.8 KIB | Просмотров: 3486 ]
А главное неспешно и с чувством порыбалить. На реке бдит инспекция, разрешено брать хариуса не менее 23см, ленки и таймени, естественно, к вылову запрещены вовсе. Может поэтому рыбалка в аквариуме с голодными рыбками ничто по сравнению с тутошней
Даже мальки начисто обгладывают выброшенные в воду косточки.
Вложение:
Мальки1.jpg [ 167.82 KIB | Просмотров: 3486 ]
Ловил на нахлыст. Хариус хватает любую муху, едва она успевает упасть на воду. Несколько раз пойманных хариусов вместе с мухой отъедали голодные ленки или таймешата. Чтобы отбиться от некрупного хариуса пришлось ставить мух самых больших размеров в виде осы или какого-нибудь страшного таракана, но тогда частенько вместо хариусов на них кидались ленки и обрывали муховязанные изделия даже глазом не моргнув.
На вращалки аналогично, поклевки на каждой проводке. Когда надоело ловить-отпускать снял крючок, так без него бедную вращалку долбили по нескольку раз за проводку.
Чтобы после вращалки снять напряжение в плетенке, поставил мышь. На первом же забросе, днем!!! на нее красиво, с большим плюхом, сел некрупный ленок.
Вложение:
На мышь.jpg [ 162.37 KIB | Просмотров: 3486 ]
С такой рыбной диетой - хариус жареный, хариус в ухе, хариус в малосоле, уже на третий день душа запросила тушняка с макаронами
Самым трудным и непонятным для прохождения под винтом мне показался участок в районе впадения Серлиг-Хема, но и его удалось пройти без жестких контактов с дном. Конечно, было бы воды поменьше, на винте пройти было бы очень проблемно, но тогда снова поставил бы водомет.